В экономической литературе выделяют следующие возможные основные цели (мотивация) деятельности фирм:
1 – максимизация прибыли;
2 – максимизация объёма продаж;
3 – достижение определённого уровня прибыли без дальнейшей её максимизации;
4 – достижение определённого уровня эффективности (нормы прибыли);
5 – занятие фирмой определённой доли рынка данного продукта;
6 – сохранение коллектива фирмы независимо от типа выпускаемого продукта при обеспечении оптимального уровня жизни сотрудников и их семей при определённом уровне эффективности фирмы и т. д.
Во всех случаях максимизация прибыли считается главной движущей силой в экономике.
Тактика – меры, предпринимаемые фирмой при использовании краткосрочных возможностей или при противодействии краткосрочной опасности или угрозе опасности. Менеджеры предпочитают, чтобы тактические действия вписывались в рамки долгосрочной стратегии фирмы (способствовали бы их достижению), но зачастую им это сделать не удаётся. Чтобы быть готовым к краткосрочным угрозам, нужно иметь заранее разработанные программы действий фирмы, реализуемые ею при достижении определённых значений индикативных параметров фирмы и/или её внешней среды, и постоянно отслеживать (осуществлять мониторинг) значения индикативных параметров фирмы и её среды и выделять на основе анализа значимые факторы (причины), вызвавшие эти изменения значений параметров.
Тактические решения – решения, основанные на целях краткосрочного периода, в частности, на исполнении финансового или выполнении производственного планов текущего года. Например, в условиях, когда реализация продукта отстаёт от годового прогноза на 4 %, притом что до конца года остаётся один месяц, менеджер по продажам может принять решение о проведении кампании по стимулированию сбыта или о снижении цены на товар. Обычно тактические решения принимаются менеджерами среднего звена, хотя решение о начале предрождественской распродажи в ювелирных магазинах и магазинах одежды является прерогативой высшего руководства розничной сети.
Стратегия – это выбор фирмой основных долгосрочных целей и задач, утверждение курса и перечня её действий в рамках средне и/или долгосрочного плана с указанием распределения финансовых, матери-альных и трудовых ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач.
Стратегическое решение – решение, которое будет иметь важные, далеко идущие последствия для компании и потому принятие которого требует обсуждения и получения санкции на высшем уровне управления. Примером может служить решение по вопросу о том, продать ли малоприбыльное подразделение или инвестировать в него немалый дополнительный каптал с тем, чтобы попытаться восстановить его конкурентоспособность.
С учётом вышесказанного каждый сотрудник любого уровня управления должен знать свои обязанности, обязанности технологически связанных с ним сотрудников, цели и планы своего подразделения и фирмы в целом, объём и виды ресурсов, находящихся в их распоряжении, границы своих полномочий по их использованию, организацию взаимодействия сотрудников по возникающим проблемам и текущим производственным, коммерческим и управленческим процессам и т. д.
Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.
>>>
|