Основы экономики

  
Из определений спроса и предложения ясно, что спрос и предложение являются совокупностью данных о возможных намерениях потребителей и производителей, а какое из этих намерений будет реализовано – определяется фактическим поведением и тех и других. В результате взаимодействия рыночных спроса и предложения (взаимного согласования решения потребителей о покупке и производителей о производстве и продаже) на рыке устанавливается состояние равновесия (на рис. 5.7 т. "е"), характеризующееся равновесной ценой (Pe) и равновесным количеством продукта (Qe = Qd = Qs) (равновесным объёмом производства). В состоянии равновесия нет ни нехватки (дефицита), ни перепроизводства (излишка) товара – всё, что производится – всё продаётся (и, как правило, потребляется). По любой более высокой, чем равновесная (Pe), цене поставщики (производители и коммерсанты) хотят продавать большее количество продукта, чем потребители готовы купить (величина предложения больше величины спроса: Qs > Qd), – в результате возникает излишек. Излишек вызывает конкурентное сбивание цены продавцами, стремящимися избавиться от своего излишка. Снижение цены сокращает величину предложения этого продукта и одновременно побуждает покупателей покупать этот продукт в большем количестве – ведёт к увеличению величины спроса на него и рассасыванию излишка данного продукта. При любой более низкой, чем равновесная (Pe), цене потребители хотят купить большее количество данного товара, чем согласны произвести и предложить к продаже производители (величина спроса больше величины предложения: Qd > Qs), – в результате возникает нехватка (дефицит) продукта на рынке. В ответ на высокую покупательную активность потребителей производители и коммерсанты будут повышать цены и одновременно увеличивать величину предложения данного продукта, а потребители скупать имеющийся и дополнительно предлагаемый объём данного продукта при одновременном уменьшении величины спроса на него. Расхождения между величиной предложения со стороны продавцов и величиной спроса со стороны покупателей порождают изменения цены, которые, в конечном счёте, завершаются согласованием между собой этих двух противоположных желаний и установлением рыночного равновесия. Влияние изменений спроса и предложения на равновесные цену (Pe) и количество продукта (Qe) с соответствующими пояснениями приведено на рис. 5.8. В случае одновременного изменения спроса и предложения сравнивается сила воздействия на Pe и Qe от изменения спроса и предложения и определяется общий итог. >>>