Основы экономики

  
2) Производство общественных благ и услуг. Свойства товаров индивидуального потребления: делимы, то есть они выступают в виде достаточно малых единиц, чтобы они были доступны индивидуальным покупателям; подвержены действию принципа исключения, который гласит, что те, кто желает и в состоянии платить равновесную цену, получают продукт, а те, кто не в состоянии или не желают платить эту цену, исключаются из числа получателей выгод, обеспечиваемых данным продуктом; получение выгод от них основывается на их покупке. Существуют определенные виды товаров и услуг, называемых государственными, или общественными, благами, - которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Свойства общественных благ: неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям; на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают; выгоды от них достаются обществу в результате производства таких благ. Примеры общественных благ: маяки, национальная оборона, регулирование паводков, борьба с насекомыми. Так как принцип исключения для данных товаров и услуг не действует, то не существует никаких стимулов для частного предприятия предлагать их рынку. Учитывая, что полезность, приносимую общественными благами, невозможно ни выразить в ценах, ни продавать, совершенно очевидно, что частным фирмам нет никакой выгоды направлять ресурсы на их производство. Здесь общество имеет дело с продуктами и услугами, которые приносят существенную выгоду, но на производство которых рынок не станет выделять ресурсы. Следовательно, чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов. Такие блага и услуги, как улицы и автомагистрали, полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание называются квазиобщественными (квазигосударственными) благами. Они вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены, и частные производители могут ими обеспечивать потребителей через посредство рыночной системы. Однако все эти услуги влекут за собой значительные выгоды перелива, в связи с чем рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Поэтому государство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу. В связи с существованием подобных товаров и услуг идут споры вокруг статуса государственной системы здравоохранения и жилищного строительства. Должны ли эти блага индивидуального пользования обеспечиваться через рыночную систему, или это квазиобщественные блага, которые государство должно предоставлять? В отличие от товаров индивидуального потребления, покупаемых у частных предприятий на основе самостоятельных решений самих индивидов, общественные блага приобретаются через посредство государства на основе групповых или коллективных решений. Точнее, виды и объемы производства различных общественных благ определяются в демократическом государстве политическими методами, то есть путем голосования. Объемы потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Эти групповые решения, принимаемые на политической арене, служат дополнением к решениям домохозяйств и предприятий, дающим ответы на пять фундаментальных вопросов. Предположив, что указанные групповые решения приняты, выясним, как именно перераспределяются ресурсы из производства товаров индивидуального пользования в производство общественных благ. В экономике, где существует полная занятость, перед государством стоит задача высвобождения ресурсов, применяемых в производстве товаров индивидуального потребления, для направления их в производство общественных благ. Самоочевидный способ высвобождения ресурсов из частного сектора заключается в том, чтобы сократить частный спрос на них. Это достигается путем обложения предприятий и домохозяйств налогами, тем самым выключая часть их доходов, то есть часть их потенциальной покупательной способности, из потока “доходы - расходы”. Получая меньшие доходы, предприятия и домохозяйства оказываются вынужденными сократить свои инвестиционные и потребительские расходы. Короче говоря, налоги уменьшают спрос на товары и услуги индивидуального пользования, а это, в свою очередь, вызывает снижение частного спроса на ресурсы. Передавая покупательную способность частных экономических агентов государству, налоги высвобождают ресурсы из частной сферы их применения. Затем государство, расходуя налоговые поступления, может само направить эти ресурсы в производство общественных благ и услуг. Государство сознательно перераспределяет ресурсы с целью осуществить значительные изменения в структуре национального продукта страны. >>>