Выгоды перелива возникают, когда производство или потребление определённых товаров и услуг порождает не требующие компенсации выгоды перелива, или выгоды, созданные внешними факторами, третьим сторонам или обществу в целом.
Существование выгод перелива означает, что рыночный спрос, отражающий лишь выгоды частных лиц и фирм, занижает общую величину выгод. Рыночный спрос не охватывает все выгоды, связанные с обеспечением и потреблением товаров и услуг, производство которых влечет за собой выгоды перелива. В частности, спрос на образование не учитывает в полной мере такие дополнительные выгоды, как более высокий уровень доходов и соответственно уровень жизни в будущем, стабильное и благоприятное по условиям труда место работы, возможность дальнейшего профессионального и карьерного роста, обеспеченное будущее своих детей и т. д. А спрос на прививки против гриппа не учитывает доход, который вы могли бы потерять во время болезни, дополнительные расходы на лекарственные средства, возможные осложнения, которые могли бы привести к полной или частичной потере трудоспособности, сокращение продолжительности вашей жизни, психического и физического здоровья ухаживающих за вами родственников, снижения уровня потребления своей семьи и т. д. В итоге объём выпуска продукта, обеспечивающего выгоды перелива оказывается меньше оптимального значения. Следовательно, рыночная система не обеспечивает достаточного образования и вакцинации населения против гриппа; ресурсы при этом поступают на нужды образования и здравоохранения в недостаточном количестве.
Государство может использовать три типа мер для урегулирования проблемы непропорционального распределения ресурсов, связанную с выгодами перелива (или для трансформации выгод перелива в выгоды всего общества или значительной его части; или устранения дефицита ресурсов при производстве товаров с которыми связаны выгоды перелива): увеличить спрос, увеличить предложение, выступить в качестве про-изводителя.
Увеличение спроса путем обеспечения потребителей покупательной способностью, могущей быть использованной только на приобретение конкретного товара или услуги, с которыми связаны выгоды перелива. Подобные государственные программы ставят своей целью с помощью, например, талонов и целевых кредитов и субсидий, помочь несостоятельным людям стать более производительными участниками экономического процесса, что влечет за собой выгоды для общества в целом. Подобные программы увеличивают спрос на отдельный товар или услугу (например, продукты питания, обучение), тем самым ослабляя или вовсе устраняя диспропорциональное распределение ресурсов.
Возможно, более удобным и в административном плане более простым способом для государства может стать увеличение предложения путем субсидирования производителей. Налоги представляют для производителей дополнительные издержки, а субсидии сокращают их издержки. В результате величина выпуска продукта возрастает до оптимального уровня. А из этого следует, что дефицит ресурсов на производство этого продукта устраняется. Государственное субсидирование высшего образования, программ массовых профилактических прививок, государственных больниц и поликлиник - все это примеры практического применения рассмотренного подхода.
Третий вариант, когда государство выступает в качестве производителя, возникает в условиях чрезвычайно больших выгод перелива. Государство может просто взять на себя финансирование таких отраслей или, в крайнем случае, превратить в собственность государства и непосредственно ими управлять.
>>>
|