Основные тенденции в структуре и объёме использования ресурсов:
1) исчерпаются одни и открываются и осваиваются новые месторождения этих же полезных ископаемых;
2) исчерпаются, само- и с помощью человека воспроизводятся другие природные ресурсы (почва, водные бассейны, флора, фауна);
3) с учётом изменения потребностей человеческого общества некоторые ресурсы теряют своё производственное значение и полностью или частично выводятся из процесса производства;
4) изнашиваются, восстанавливаются и дополнительно накапливаются уже известные средства труда;
5) осваиваются в качестве ресурсов новые элементы природы;
6) создаются новые синтетические материалы и средства труда, разрабатываются новые технологии (способы) производства;
7) уже известные средства и предметы труда и технологии начинают применяться в других отраслях в производстве других товаров и услуг;
8) идёт дальнейшее замещение ручного труда машинным на основе механизации, автоматизации и компьютеризации производства;
9) повышаются требования к общеобразовательной и профессиональной подготовке работников;
10) одними из основных ресурсов становятся информация и новые научные знания.
В ходе исторического развития меняются роль и значимость конкретных видов экономических ресурсов. В традиционной аграрной экономике ключевыми выступали такие ресурсы, как ручной труд, скот, земля. При переходе к индустриальной стадии на первый план выдвигаются машины и сырьё, производимые промышленностью. Становление постиндустриального общества превращает в главный экономический ресурс науку.
Наука является и качественно особым экономическим ресурсом. Научные знания как продукт представляют собой информацию о законах развития природы и общества, способах их практического применения. В результате реализации научных достижений развитие производства все в большей мере осуществляется посредством материализации человеческих знаний и в меньшей – за счет расширения объёма вовлекаемых в хозяйственный оборот традиционных ресурсов.
Наука позволяет осваивать в качестве ресурсов новые элементы природы, создавать материалы с заранее заданными необходимыми свойствами, переводить средства труда на новые технологические принципы. В итоге производительные силы общества поднимаются с помощью науки на качественно более высокий уровень.
Процесс воплощения новых научных знаний и практических научных результатов в производство называется технологическим прогрессом. Суть технологического прогресса – в постоянном преодолении ограниченности человеческих сил и возможностей.
>>>
|