Метод – путь исследования или познания, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Методика – совокупность методов, применяемых в отдельных науках или научных исследованиях.
Метод индукции (движение от частного к общему, от фактов к теории) заключается в накоплении фактов, относящихся к конкретной проблеме или определенному аспекту экономики, их систематизации и анализе для выведения обобщений или экономических принципов.
Метод дедукции (движение от общего к частному, от теории к фактам, и обратно) заключается в выдвижении гипотез, их проверке систематическим и многократным изучением соответствующих фактов, в случае необходимости – корректировке (а может быть отказу) и окончательной формулировке экономических принципов.
Гипотеза – непроверенный принцип, формулируемый на основе случайного наблюдения, умозрительного заключения, логики или интуиции.
Индукция и дедукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.
Основные методы, применяемые в экономической теории: наблюдение и учёт, анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, абстракции, модели, эксперименты, экспертные оценки, логика, причинно-следственные связи, здравый смысл, критерии, табличное, графическое и математическое представление информации и манипулирование ею и т. д. >>>
|